Этот чудный Восток. История узора "Пейсли"


Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец». Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда .В наше время орнаментом "индийский огурец" часто украшают банданы .

ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать "огурцы" на индийских шалях.


Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно.Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете "о чем огурец" и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.

(Momordica charantia)

Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.

http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?journalid=3707322&jpostid=126708276

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами - оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии - Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .



Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии - там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name "Paisley" derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800"s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).


Как много версий происхождения этого орнамента. У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

Неизвестно, есть ли на свете орнамент такой же древний и, в то же время, такой же неподвластный времени, как тот, который на Востоке называют «слеза Аллаха». Так же известен этот рисунок под названиями «персидский кипарис», «бута», «японский/восточный/турецкий огурец» и, конечно же, «пейсли».

Откуда родом орнамент «турецкий огурец»?

Родина «пейсли» доподлинно не установлена. Но большинство исследователей склоняются к тому, что впервые «турецкий огурец» появился на территории современных Ирана и Ирака где-то между III и VII веками нашей эры. В то время там располагалось государство Сасанидов. По другой версии, «бута» создали последователи зороастризма. Существует так же вероятность того, что впервые «слеза Аллаха» была нарисована на территории Индии.

История распространения орнамента по всему миру.

Как бы там ни было, возникнув где-то на Востоке, «турецкий огурец» стал стремительно распространяться по миру благодаря налаженным торговым связям. Таким образом, ещё до начала XVIIIвека «пейсли» добрался до берегов Африки, а чуть позже был завезён в Великобританию из Индии, являвшейся в то время английской колонией.

Британское высшее общество пришло в восторг от ярких узоров на индийских тканях. Безусловно, позволить себе такую экзотическую роскошь могли только самые богатые люди империи. Таким образом, ткани с орнаментом «бута» стали являться в Англии показателем статуса и успешности.

На это модное веяние чутко и быстро отреагировал целый шотландский городок Пейсли. Предприимчивые горожане стремительно наладили местное производство тканей с орнаментом «турецкий огурец». Конечно же, ткани были хуже, а цвета тусклее, но именно это помогло снизить цену на «бута» и сделать узор по истине народным любимцем.

Именно благодаря узору город Пейсли навсегда вошёл в историю моды и искусства, подарив орнаменту своё имя. Именно как «пейсли» знают «турецкий огурец» в странах Европы и Америки.

В Россию «турецкий огурец» пришёл из Османской империи примерно в середине XVIIIвека. Узор сразу пришёлся по вкусу знати и вскорости закрепился как самостоятельный элемент в узорах павловских платков и ивановских тканей.

К середине XIXвека «турецкий огурец» теряет свою статусность, становясь доступным всё большему количеству людей. Такая популяризация ведёт к ослабеванию интереса к узору. Как в России, так и в Европе про «пейсли» постепенно забывают.

Моду на «бута» миру вернул квартет «Битлз». Участники группы увлеклись восточными орнаментами после своего визита в Индию, а, вернувшись в Америку, заразили любовью к индийским психоделическим рисункам своих главных фанатов – хиппи.

С тех пор мода на «турецкий огурец» не проходит. Он был безмерно популярен среди «детей цветов», являлся опознавательным знаком для членов ЛГБТ-сообществ, перекочевал на банданы участников уличных банд, украшал сценические костюмы рок-знаменитостей.

В настоящий момент орнамент «пейсли» используется не только в одежде, аксессуарах и обуви, но и активно применяется при украшении интерьера.

Что обозначает узор «турецкий огурец»?

За свою долгу и насыщенную жизнь «турецкий огурец» приобрёл много значений. Например, в Азербайджане он известен исключительно как «бута», что в переводе означает «огонь» («пламя»), который в зороастризме символизировал начало новой жизни.

На близость к зороастризму указывает так же упоминание кипариса («персидский кипарис»). Там это дерево считалось символом вечности и жизненной силы.

В Индии верят, что специфическая форма орнамента схожа с формой ореха кешью, который когда-то являлся символом плодородия. Так же «турецкий огурец» напоминает манго и пальмовый лист, которые олицетворяют силы природы и вечное движение вперёд.

Сколько бы ни было возможных значений у «пейсли», очевидно одно – все они символизируют течение энергии, жизненную силу и молодость. Возможно именно поэтому «турецкий огурец» остаётся на пике популярности уже столько веков подряд.

Paisley - благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута... каждый называет его по-своему. На востоке - бута, в Европе - Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам - Индия).
Этот орнаментальный мотив был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III-VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI-XVIII векам - времени правления династии Сефевидов.

Робер Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой. 1805

Таким орнаментом украшали одежду, ювелирные изделия, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа, в форме "огурца" даже пекли лепёшки.
Нет однозначных трактовок происхождения формы "огурца". Одни источники говорят, что это растительный орнамент, изображающий колючку, шишку, цветок и символизирующий плодородие, богатство. В современном Иране подарок с таким изображением считается пожеланием благополучия дому.

По другим - это один из символов зороастризма, изображающий языки пламени и символизирующий мужество, храбрость. Слово «бута» (название орнамента) на санскрите означает «огонь».
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой семечка манго - Карри на пакистанском и Амби на хинди.
В русской традиции название «огурец» переняли из английского языка. В Америке в профессиональном сленге производителей покрывал иногда встречается название «груша».

Антуан Жан Гро. Императрица Жозефина, 1808

Узор стал популярным в России и в Западной Европе в новое время (XVIII-XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
В Великобритании «индийский огурец» получил распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани (первая половина XVII века). Основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Пейсли был не единственным местом, где производили ткани с этим рисунком. Так «огурец» с Востокапокорил всю Европу. Производство тканей с пейсли продолжалось в Шотландии примерно 50 лет, а затем постепенно сошло на нет.

1840-е гг.

1850-е гг.

Платье 1860-х гг.

Альфред Стивенс.После бала.1874.

Полупальто-доломан 1880-х гг.

Начало 20 века.

Очередной взрыв популярности пришёлся на время хиппи - 1960-е.

Пестрота орнамента подошла психоделическим и цветочным предпочтениям субкультуры. Тогда же в мужской моде произвел фурор галстук-пейсли, который по сей день считается классическим образцом галстуков.

Рисунок пейсли стал визитной карточкой многих известных домов моды, среди которых Etro, Pucci, Missoni и многие другие.

1950-е гг.

1970-е гг.

Этот узор остаётся актуальным и сегодня и время от времени снова появляется в коллекциях известных модных дизайнеров.

Jil Sander весна-лето 2012

Причудливый узор в виде капли или слезинки со множеством мелких деталей хоть раз в своей жизни видел каждый. Сегодня им украшают абсолютно все: от интерьера и текстиля до собственного тела.
Поспешим сразу же разобраться в терминологии. Итак, орнамент индийский "огурец" и европейский пейсли в сущности одно и то же, а вот названия в разных культурах отличаются.

А теперь обратимся к истории:

Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута... каждый называет его по-своему. На востоке - бута, в Европе - Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой. Имя Paisley дал городок в Шотландии, где в 19 веке началось производство тканей и шалей имитирующих этот восточный орнамент. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает.

Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».

Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).

Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом. (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны.

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур.Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами.

Как много версий происхождения этого орнамента.

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.

2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.

3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.

4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.

5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.

6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.

7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".

8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.

9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

А теперь подборка безумно красивых фото... Давайте полюбуемся ими:

ткани и узоры.



квиллинг...

из бумаги...

торты, пироженые, печенья...

скрапбукинг...

в интерьере...


вязание, вышивка...

украшения...


похоже на декупаж


Турецкий огурец: магическая история

Сам по себе орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

Полемика о происхождении паттерна «пейсли» ведется до сих пор. Трудность заключается в его расшифровке и датировке первоначального происхождения. Ведь этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии способствовали перемещению символов, идей и стилей. Поэтому версий происхождения и символического значения пейсли существует несколько.

Турецкий огурец (пейсли, бут) - растительный орнамент, который изображает шишку, цветок и символизирует плодородие, богатство, достаток. В Иране изображение «турецкого огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с изображением бута встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений.

Один из символов древнейшей религии зароастризма (или маздаизма). В данном варианте «бута» — это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Такое же название имеет и растение, цветки которого по форме напоминают символ бута и обладают будоражащим ароматом и наркотическими свойствами. В зароастрийских ритуалах его использовали в знак почтения зеленой богини Веги, Анахит, Митры, а позже Ахура Мазды.

В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой косточки манго. Также обозначает он динамику, развитие, размножение, так как его форма напоминает проросшее зерно или эмбрион. Египетский узор, который изображает пшеничный колос, — знак бессмертия. А Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь.

Но несмотря на название, связывающее узор с культурами то Турции, то Индии, на самом деле такой орнамент является изобретением славян, точнее - древнеруссов (Древнерусское государство объединяло Россию, Украину и Белоруссию). В настоящее время это один из самых известных элементов исторического орнамента.

Внешне рисунок турецкий огурец несколько напоминает профиль крыла некоторых моделей самолета. И, подобно тому, как крыло разрезает воздушное пространство, форма турецкого огурца призвана разгонять энергию. В результате присутствия такого орнамента на ткани образуются энергетические вихри, которые служат человеку мощнейшей защитой от энергетического истощения, нападок, сглаза и т.д. Говорят, что если подержать над правильным турецким огурцом руку, это можно ощутить физически.

Именно поэтому форма традиционной русской шапки, которая называется скуфья * (см.ниже):

так напоминает внешне все тот же турецкий огурец. Ее носили не только для тепла: она служила мощнейшим оберегом, поскольку защищала человека, направляя вперед мощные лучи энергии, способные расчищать тонкое, невидимое пространство, подобно выпущенным стрелам.

Древнерусские узоры и вышивки не были простым украшением одежды, они служили амулетом и оберегом, одежда дополняла не только физический облик, но и тонкие энергетические структуры, защищая человека от внешнего воздействия на всех уровнях. Пример турецкого огурца наглядно показывает, насколько в этих рисунках важен каждый штрих, каждый тончайший завиток узора. Более того, в то время и цветовые решения подбирали с целью энергетического контроля и защиты, этой же цели служили и размеры рисунка, и даже такая, казалось бы, мелочь, как узелки на изнаночной стороне наряда. Не секрет, что высший класс орнаментной вышивки определяется именно по изнанке: она должна быть гладкой, без единого узелка. Древняя магия дает этому свое пояснение: каждый разрыв нити и каждый узелок представляют собой помеху, сбой, порванную связь. Расшивая одежду, мастерицы творили буквально материализованную молитву, физически соединяя нити судеб всей семьи в единый гармоничный рисунок. Вот почему любая вышивка - это оберег. Многим известны красивые павлопосадские платки, на которых часто изображен этот рисунок:

У пейсли была бурная история завоевания Европы, в разные времена он то возносился на пик популярности, то куда-то исчезал, но скоро вновь возрождался. В Европу он попал в конце ХVІІІ века, когда аристократия пребывала в восторге от кашемировых шалей с необычным для того времени рисунком.

До начала ХIХ века ключевым центром производства тканей с таким узором был шотландский город Пейсли, в честь которого орнамент и получил свое второе название. «Пейсли» или «пейслийский» — так и сегодня величают его в текстильной промышленности, в кругах дизайнеров и историков моды. В начале ХХ века производство ткани с таким орнаментом приостановилось: он постепенно начал выходить из моды.

Следующей волной популярности были времена хиппи — 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.

В 1981 году дом моды Etro выпустил коллекцию декоративных тканей с «огуречным» принтом, подсмотренном основателем бренда Джироламо Этро в его путешествии по Индии. Орнамент, наносимый местными жителями на кашемир — paisley pattern (пейсли) — очаровал знаменитого антиквара, коллекционера, путешественника, эксперта в области красоты и основателя бренда Etro, и с тех пор принт украшал все его изделия: мебель, текстиль, парфюмерию, одежду и аксессуары.

Позже волну подхватила английская марка Cole&Son, дизайнерский дом Kenzo и многие-многие другие. Сейчас этот орнамент, воплощенный в насыщенных красках, этнических мотивах, оригинальных аксессуарах, по праву считается визитной карточкой Etro.



Турецкий огурец сегодня

В настоящее время дизайнеры всего мира активно разрабатывают тематику русского платка в одежде, а ткань с узором турецкий огурец используется для самых разных видов одежды. Цветовые решения встречаются как классические, так и новомодные, включающие яркие цвета вроде фуксии, фиолетового, индиго и т.д. Принт турецкие огурцы настолько пришелся по вкусу современным модницам, что в гардеробе у каждой может найтись даже целая полка вещей, объединенная этим древнейшим и вместе с тем настолько актуальным узором. Это легко объяснить: платье с узором турецкий огурец можно надеть и на вечеринку, и в качестве повседневной одежды, к тому же к нему подходит множество оригинальных аксессуаров. Именно поэтому турецкий огурец можно считать наиболее универсальным вариантом принта.


В дизайне интерьера он появляется на постельном белье, декоративных подушках, шторах, посуде, облицовочной плитке, обоях, разных аксессуарах и элементах декора (кованых, вязаных, вышитых, расписных и пр.). Кроме этого, огуречные узоры используют в ювелирном деле, кулинарии, татуаже и маникюрном искусстве, ландшафтном дизайне и пр. «Турецкий боб» не только изображают на предметах, но и сами предметы повторяют их форму — пусть даже это сходство очевидно только для самих дизайнеров.

* Скуфья:

Скуфья - старинный головной убор на Руси, распространенный не только среди православного духовенства, но и среди других слоев населения. История этого убора начинается в Греции, где священники носили небольшие мягкие шапочки в форме пирамидки, либо кораблика, обычно черного, или фиолетового цвета. Если присмотреться, то надетая скуфья сшита так, что образует на голове знамение креста.

Интересно, что в истории остались упоминания об этом головном уборе не только как о греческом церковном одеянии, но и о его скифском происхождении. Также скуфью носили запорожские и донские казаки. Иностранцы писали в своих заметках о путешествии по России, что перевозчики через Дон носили некие высокие островерхие шапки, сделанные из войлока, в форме пирамидки. Такой же головной убор носили и остальные запорожцы до переселения на Кубань, о чем свидетельствуют картины того времени.

«Прозвища» скуфьи

Скуфья имеет много названий и синонимов, которые употреблялись в народе - это скуфейка, ермолка , маковица (вероятно, потому что носилась на макушке), еломок, тюбетейка , в шутку - наплешник, и просто комнатная шапочка.

Сейчас скуфьи обычно шьются из бархата и являются знаком отличия белого, т. е. женатого духовенства и повседневным головным убором для монахов. Этот головной убор принято носить в обычное время вне богослужений.

Также скуфью носят и в церкви, снимая только на особенно торжественных моментах священнодействия. Шьется это шапочка из материала преимущественно черного либо синего цвета. А ещё её используют для награждения, особо отличившихся священнослужителей. В этом случае она шьется из материала фиолетового цвета.

В древней церкви скуфью носили не только священники, но архиереи и диаконы, выстригая на макушке головы небольшой круг из волос - гуменце. Это считалось неотъемлемой частью образа лица духовного звания. Вплоть до 17 века, духовенство боялось «снятия скуфьи», что было равнозначно потери сана. А после указа Петра І фиолетовая скуфья считалась наградой и стала шиться из бархата, вместо шерсти.

Московские цари любили носить шапочки такой формы, которые называли тафьями. Носили их не только царственные особы мужского пола, а вообще люди знатного рода, как женщины, так и мужчины. Монахини до сих пор носят женские скуфьи как повседневный головной убор.

У старообрядцев такую шапочку имели право носить даже чтецы, которых посвящали в это звание, выстригая им волосы на макушке, для ее ношения.

Скуфья на голове сегодня

В настоящее время православные дьяконы могут носить скуфейку на улице, во время богослужений на открытом воздухе, например крестных ходов, освящения воды, отпеваний и т.д.

У католиков ношение скуфьи распространено не меньше, только она является главным знаком отличия у епископов, которые носят ее в форме небольшой круглой шапочки с коротеньким хохолком посередине. По цвету этого головного убора можно определить положение и сан католического епископа, как правило, в сочетании с сутаной и поясом. В некоторых монашеских орденах эти шапочки черного цвета носят и простые священники. Монсеньоры (особое звание для католических священников) часто носят скуфью черного цвета с малиновым хохолком.