Опросник родительского отношения (А.Столин). Опросник детско-родительских отношений

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утвер­ждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно» («-»).

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительноотклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальныхжизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностейжизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которыезаслуживают осуждения..

15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. Привсем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из неговырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам вдом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становитсястыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то оникажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребеноквзрослеет,и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью ивраждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что личномне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятиирешений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенокпо-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное-чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и нескрываю этого от него.

61. Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие-отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за ка­ждый ответ «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положитель­ное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка та­ким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый ис­пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрос­лый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация - 7-8 баллов - признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый занимает по отноше­нию к ребенку противоположную позицию и не может претен­довать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз - 6-7 баллов - позво­ляют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает пси­хологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребностипо этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, на­против, устанавливает значительную психологическую дистан­цию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль - 6-7 баллов - пока­зывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по от­ношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послуша­ния и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек да­леко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, - напротив, свидетельст­вуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шка­ле являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка - 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка ма­леньким неудачником и относится к нему как к несмышлено­му существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и вос­питателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспита­телем.

Особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребёнку.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник включает пять шкал.

«Принятие-отвержение» - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, т.е. родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономатизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения . За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника


  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.

  3. Я уважаю своего ребенка.

  4. Мне кажется что, поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют.

  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  8. Мой ребенок часто неприятен мне.

  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

  12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.

  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.

  15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.

  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек .

  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

  22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

  23. мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.

  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

  25. Я жалею своего ребёнка.

  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свободное время.

  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.

  32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка.

  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.

  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

  41. Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.

  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.

  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.

  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  49. Я не доверяю своему ребёнку.

  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.

  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.

  54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.

  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него.

  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику:

1-я шкала. «Принятие-отвержение»:

«Да» - 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60;

«Нет» - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.

По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.

2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.


Порядок подсчёта тестовых баллов

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение,

2 – социальная желательность,

3 – симбиоз,

4 – гиперсоциализация,

5 – инфантилизация.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.


Сырой балл

Процентальный ранг

1-я шкала

0

0

0,63
12,02
53,79
77,21
88,6
92,4
94,3
97,46
98,73
99,36


2-я шкала

0

1,57
5,67
9,77
19,22
48,82

3-я шкала

0

4,72
39,06
74,97
92,93

4-я шкала

0

4,41
32,13
69,3
95,76

5-я шкала

0

14,55
70,25
93,04
98,83
100

3.5. Анкетный опрос родителей

Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно провести анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.


3.5.1. АНКЕТА № 1

Ф.И.О. ребенка___________________________ возраст___________ № группы ________

Ф.И.О. родителей _____________________________________________________________

1. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро


медленно

Требует, чтобы с ним сидели

Требует, чтобы не гасили свет

2. Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно

Вскрикивает

Плачет


разговаривает во сне

3. Как просыпается?

Не сразу

4. В каком настроении просыпается Ваш ребенок?

Веселый, спокойный

Раздражительный

Грустный

В слезах

5. Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам

Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

6. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

Другое


7. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с воспитателем

Трудности в отношениях со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

8. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?


иногда
9. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

В темной комнате

При наказаниях, окриках

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

Когда видит собаку, змею

Без видимой причины

10. Как проявляется страх у ребенка?

Убегает

Впадает в ярость

Зовет взрослых

Справляется сам

11. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Иногда


редко

12. Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.?)

Ответное нападение

Плачет


проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)

Замыкается, «уходит в себя«

Уходит, убегает от обидчика

13. Чему радуется Ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече близкими людьми

Встрече со сверстниками, друзьями

Когда вы вместе играете

Совместным походам в театр, цирк и т. д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. На что он обижается?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Часто ли ребенок плачет?


17. Какое обычно состояние у ребенка?

Спокойное

Плаксивое

Возбужденное

18. Как быстро проходит у него переживание?

Быстро


не очень быстро

Через длительное время

19. Умеет ли Ваш ребенок выразить свое сочувствие близким?


редко
20. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

Доброжелательный интерес

Агрессивность

Безразличие

21. Как ребенок относится к животным?

Доброжелательный интерес, желание поиграть

Агрессивность

Безразличие

22. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

Доброжелательность

Агрессивность

Безразличие

23. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?


24. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?


иногда
25. Жалуется ли на сверстников?
иногда
26. На что жалуется в отношениях со сверстниками?

Дети не принимают в игру

Обижают

Не хотят дружить

Отнимают игрушки

Шумят


27. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Чуткий


уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонный чаще командовать, чем подчиняться

28. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?


не всегда
29. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
не всегда нет

30. Каким образом он отстаивает свои интересы?

Находит аргументы

Упрашивает

Вежливо требует

Агрессивно требует

31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду ?

Прямого влияния не оказывают

Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому

Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.


3.5.2. АНКЕТА № 2

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?

Радостно

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с педагогом

Со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

__________________________________________________________________
9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?_______________________________________________________

10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?

__________________________________________________________________

11. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонен чаще командовать, чем подчиняться

Другой____________________________________________________________

12. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Прямого влияния не оказывают

Благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому __________________________________________________________________

Список литературы


  1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005.

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков , 1982.

  4. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997

  5. Коломенский Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. и др. Ди­агностика и коррекция психического развития детей дошкольного воз­раста. - М., 1997.

  6. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

  7. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.

  8. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического разви­тия детей: Учебное пособие. - М., 1998. - 170 с.

  9. Непомщая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет/Научно – исследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед.наук. М.: Педагогика, 1992.

  10. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  11. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2-х т. М.: ВЛАДОС, 2000, т. 1.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

НАЗНАЧЕНИЕ
Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Инструкция .
Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно», если же не согласны, то напишите «не верно».

Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисци пл и на в детстве разви вает сил ьный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Структура опросника
Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие-отвержение ». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержащие одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация » - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз » - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация » - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник » - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Ключи к опроснику
1. Принятие-отвержение: 3,4,8,10,12, 14,15, 16, 18,20,24, 26,27, 29, 37, 38, 39,40,42,43,44,45,46,47,49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1,5, 7, 28, 32,41,58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- социальная желательность,
- симбиоз,
- гиперсоциализация,
- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варгой и В. В. Сталиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

СТРУКТУРА ОПРОСНИКА

Опросник состоит из пяти шкал.

Шкала 1 . "Принятие - отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы можно описать следующим образом: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала 2. "Кооперация". Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. "Симбиоз". Эта шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах поданной шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить нее потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться по воле обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация". Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать свою волю ребенку, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. "Маленький неудачник". Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  • 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  • 3. Я уважаю своего ребенка.
  • 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  • 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  • 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  • 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  • 8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  • 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  • 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  • 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  • 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  • 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  • 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не заслуживают.
  • 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  • 16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  • 17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все дурное.
  • 18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  • 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  • 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  • 21. Я принимаю участие в играх и делах своего ребенка.
  • 22. К моему ребенку липнет все дурное.
  • 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  • 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  • 25. Я жалею своего ребенка.
  • 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  • 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  • 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  • 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  • 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  • 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  • 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  • 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  • 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  • 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  • 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  • 37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  • 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  • 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  • 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  • 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  • 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  • 43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  • 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  • 45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  • 46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  • 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  • 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  • 49. Я не доверяю своему ребенку.
  • 50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
  • 51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  • 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  • 53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  • 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  • 55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
  • 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  • 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  • 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  • 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  • 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  • 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

КЛЮЧ

Шкала 1 - вопросы 3,4, 8, 10, 12,14, 15, 16, 18,20,24,26,27,29,37, 38, 39, 40, 42,43,44,45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. Шкала 2 - вопросы 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. Шкала 3 - вопросы 1,5,7, 28, 32, 41, 58. Шкала 4 - вопросы 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. Шкала 5 - вопросы 9, II, 13, 17,22,28, 54,61.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам (табл. 2.7).

Таблица 2.7. Таблицы процентильных рангов тестовых баллов

Сырой балл

Процентильный ранг

Сырой балл

Процентильный ранг

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

Опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей) у взрослых, обращающихся в психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей в общении с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник разработан А.Я.Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г. [Варга А.Я., СтолинВ.В., 1988].

Опросник состоит из пяти шкал.

I. Принятие/отвержение - шкала отражает интегральное эмо¬циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: роди¬тель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособ¬ленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.

III. Симбиоз - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

IV. Авторитарная гиперсоциализация - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

V. Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.