Поделки для изучения цветов. Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры, стишки, песенки, мультики, упражнения

Многие родители детей с речевыми нарушениями (особенно моторных алаликов) сталкиваются с проблемой – ребёнок не может выучить цвета. Это связано особенностями мышления и памяти таких деток

Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.

Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.

Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета - оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.

Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один - два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

Я бы настоятельно не рекомендовала использовать в изучении цветов компьютерные и онлайн игры, которых сейчас в изобилии в сети.
Во-первых, ребёнку ни к чему столь раннее знакомство с компьютером.
Во-вторых, экран монитора может искажать цвета. В-третьих, все эти игры для ленивых родителей, ведь от живого общения больше пользы и только вы можете познакомить малыша с окружающим миром!

Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.

Игра «Бабочки на цветке»
Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.
Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».

Игра «Маленький строитель»
Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

Игра «Цветная уборка»
Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»

Игра «Строим башню»
Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

Игра «Принеси одежду»
Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.
Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».

Игра «Все цвета радуют»
Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

Игра «Светофор»
Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».
Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру - давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

Игра «Сортируем игрушки»
Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).
Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

Игра «Что бывает зелёным?»
Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.
Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.

Игра «Чудо - радуга»
Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

Цвета можно изучать не только , но и дома!


Подбираем чашки к блюдцам.


Ищем парные носочки.


Помогаем разноцветным рыбкам приплыть в озера своего цвета.


Сажаем бабочек на цветочки нужного цвета.


Повторяем заданную последовательность цветов.


Собираем "капельки" определенного цвета в стакан того же цвета.


Сортируем блоки Деньеша по цветам. Можно добавить признак формы.


Играем в "ковры-самолеты". Рассаживаем разноцветные игрушки на листики цветного картона. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает.


Ветер сдул лепестки у цветика-семецветика, возвращаем недостающие. Сажаем жучков-прищепки на лепестки нужного цвета.


Раскладываем мозаику-ягодки по цветным тарелкам. Задание можно усложнить, используя ложку.


Подбираем куклам одежду по цветам - шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправляем их на прогулку. Знакомьтесь, у нас это Аманда и Каролина, две любимые куклы Главного Читателя.


Ветер сдул домикам крыши, подбираем подходящие по цвету и ремонтируем домики.


Расставляем машинки в гаражи нужного цвета (по цвету кабин).


Кормим игрушки разноцветными кубиками - “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а заяц - синие”).


Играем в "найди в бутылке". Берем много мелких предметов одного цвета (подойдут детали лего и киндер-сюрпризов), готовим карточку с изображением этих предметов (можно нарисовать или сфотографировать), красим рис в цвет предметов, засыпаем все в прозрачную пластиковую бутылку, закручиваем и приклеиваем крышку, вешаем на горлышко карточку на резинке, и игра готова. Теперь осталось потрясти бутылку, чтобы найти все предметы, изображенные на карточке. Я обычно делаю такую заготовку в поездки.


Собираем цветные пазлы.


Подбираем крышечки от бутылок подходящих цветов и прикручиваем их. Для этой игры нужна картонная заготовка с горлышками от пластиковых бутылок, сменные карточки и цветные крышечки.



Одеваем Аманду (вы уже с ней знакомы:)) в платья разных цветов. Можно подготовить такую же игру, распечатав 2 фото вашего малыша, тогда он сможет одевать сам себя.


Играем в "Цветной магазин". За товары определенного цвета можно рассчитываться только деньгами того же цвета.


Покупаю помидоры. Продавец пересчитывает красные купюры, выдает чек и упаковывает товар.


Заказываю желтые, оранжевые и зеленые продукты, продавец выбирает их сам. Потом меняемся ролями.


Водитель автобуса высаживает пассажиров (игрушки разных цветов) на цветных остановках. Вариаций много: почтальон разносит письма разных цветов на цветные улицы или капитан корабля развозит пиратов на разноцветные необитаемые острова и т.д.


Играем в "Цветное домино", где вместо точек - разные цвета.


Вырезаем трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладываем их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет.


Трафаретами могут быть части рисунка.


А еще можно подбирать не только цвет, но и форму - вставлять в ячейки вырезанные предметы.


Решаем "цветные примеры".


Играем в "изобразительные" игры. У нас популярны пряталки (например, прячем желтых мышек от кошки, закрашивая их желтым). Возвращаем на место перепутанные колпачки от фломастеров. Рисуем цветной салют на черной бумаге, желтые одуванчики - на зеленой и т.д.


Для наглядности можно повесить такой плакат.

Чтобы получить печатные материалы для игр, можно

Таня Шрамко

Здравствуйте, уважаемые коллеги! вашему вниманию, я хочу предложить серию дидактических игр по цветоведению. Идея создания этих игр возникла после изучения пособия И. А. Лыковой "Дидактические игры и занятия". Проанализировав игры автора, я решила их создать оформить их, добавляя свои разработки.

Дидактическая игра

«Художник по имени природа»

Возраст : средняя, старшая группы

Цель игры : продолжать учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный» (пастельный).

Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года. Задача детей - соотнести времена года с наиболее подходящим цветовым пятном. Определять цвета и оттенки на палитре, их характер (холодный, теплый, нежный).

Дидактическая игра

«Времена года и краски»

Возраст:

Цель : сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).

Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого цвета).

Дидактическая игра

«Говорящие цвета»

Возраст: старшая, подготовительная группы.

Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.

Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.


Дидактическая игра

«Ягоды поспели»

Возр аст : младшая, средняя группы

Цель и гры : закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.

Ход иг ры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.


Дидактическая игра

«Воздушные шары»

Возра ст: средняя, старшая группы

Цель и гры : продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.

Ход иг ры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары. Предлагается несколько вариантов игры:

Вариант 1. Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.

Вариант 2. Участникам игры предлагается помимо семи карточек-шаров дополнительные цвета и оттенки. Задача детей – выбрать те карточки-шары, которые входят в состав радуги, и расположить их в правильной последовательности.

Вариант 3. Ведущий раскладывает шары в спектральной последовательности, нарушая последовательность двух и более цветов. Задача детей – обнаружить ошибку и ее исправить.

Дидактическая игра

«Краски и волшебство»

Возраст ст: старшая, подготовительная группа

Цель и гры : знакомить детей с понятием «тон цвета», дать представления о получении насыщенных и светлых тонов, способов их получения. Составлять градационный ряд (от светлого к темному и наоборот).

Ход иг ры: игра состоит из набора оттенков трех красок – силуэтов (синий, желтый, красный, а также карточек с изображением цветных и белых капель. Задача детей – расположить оттенки красок в нарастающей последовательности от светлого к насыщенному цвету и наоборот, процессе игры выяснить, что такое «оттенок цвета», как он получается.





Дидактическая игра

«Превращение цвета»

Возр аст : средняя, старшая группы.

Цель и гры : закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.

Ход иг ры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.

Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.

Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.

Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.



Людей повсюду окружает большое количество разных цветов, и, конечно же, маленькому ребенку все их сразу запомнить не просто. Но знать основные цвета он должен обязательно. В помощь вам мы разработали обучающий материал «Игра учим цвета» для детей дошкольного возраста. С помощью этих обучающих карточек ребенок быстро и легко освоит все основные цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и еще коричневый цвет.

Обучающий материал оформлен в виде 8 игровых полей, каждое из которых состоит из 5 частей: круглой карточки с основным цветом и 4 частей картинок с изображением объекта этого цвета.

Для занятия с детьми вам нужно скачать и распечатать на цветном принтере все листы игры, наклеить их на картон, можно сверху обклеить скотчем, и разрезать на карточки.

Развивающая настольная игра для детей — пазлы изучаем цвета

Развивающая настольная игра для детей — пазлы изучаем цвета

Развивающая настольная игра для детей — пазлы изучаем цвета

Как заниматься с ребенком по дидактическому пособию «Игра учим цвета»

1) С совсем маленьким малышом 1-1,5 лет можно сначала заниматься по круглым карточкам с изображением основного цвета. Этого на первых порах достаточно для ознакомления.

2) Разложите перед ребенком несколько карточек: с красным цветом, желтым, зеленым и синим. Назовите название каждого цвета, покажите его на окружающих предметах, игрушках. В следующее занятие добавьте к изучению остальные цвета.

3) Потом можно начать с ребенком собирать пазлы к каждому цвету. Вместе с ним ищите и складывайте вокруг круга картинки соответствующие выбранному цвету, называйте каждую картинку, объясняйте, почему она сюда подходит. А затем перемешайте их с остальными и предложите ребенку выбрать и разложить картинки самостоятельно.

4) С детьми постарше 3-4 года, можно сразу переходить к собиранию пазлов, они уже, как правило, цвета определяют хорошо.

5) Так же, с этим обучающим пособием можно с детьми играть в «цветное лото», раздать игрокам кружочки с цветами, из коробочки или мешочка по одной доставать картинки, предлагать детям назвать предмет и его цвет, затем передавать тому игроку у кого есть соответствующий цветной кружок.

По такому развивающему пособию, заниматься изучением цветов с детьми можно и дома и в детском саду.

Все обучающие материалы на нашем сайте адаптированы для формата бумаги А4. Вы можете их скачивать бесплатно и распечатать на цветном принтере.

Удачи вам и интересных занятий!

Обучающее видео для детей « Учим цвета. Цвета и примеры в картинках» от канала Ляльки Развивалки

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающее видео малышей — Пазлы для малышей — Учим цвета! от детского канала

Для детей изучение цветов и оттенков в игровой форме проходит увлекательней и легче. Чтобы ребенок быстрее научился группировать предметы по цвету и называть цвета, организуйте ему разнообразные игры.

  • Изучать цвета можно начинать с года, но отличать и запоминать малыши смогут только по достижению 2-3-х летнего возраста, когда появится активный познавательный интерес.
  • В начале знакомства с цветами акцентируйте внимание ребенка на основных – желтом, синем красном и зеленом. Постепенно добавляйте новые цвета. Не начинайте вводить следующий цвет, пока малыш не начнёт уверенно называть предыдущий.
  • Проводите аналогии – красный карандаш, красная машина, красный мяч, - чтоб ребенок не ассоциировал цвет только с одним предметом.
  • Не искажайте слова, не надо говорить, что игрушка «желтенькая», - она желтая.
  • Для малышей обучение стоит проводить в игровой форме, меняя деятельность при первых признаках усталости.
  • Учите ребёнка различать цвета через творчество с помощью красок, цветной бумаги, пластилина и карандашей. Рекомендуем самый «чистый» и простой .

Развивающие игры на изучение цветов

Игры на сортировку по цветам

При помощи сортировок ребёнок научится выделять предметы по цвету и разделять их на группы. От родителей потребуется озвучивать цвета, чтобы малыш их запомнил. Что можно сортировать? Вот несколько развивающих игр, которые легко можно сделать своими руками:

Игра «Цветные машинки»

Источник: thrive360living.com

Необходимые материалы:
  • цветной картон;
  • деревянные колеса для игрушек или крупные :
  • шаблон машинки или другого транспорта с колёсами;
  • фломастер;
  • ножницы.
Как делать

Разлинуйте картон формата А4 на четыре равные части и отрежьте от каждого листа 1/4 часть. Нарисуйте машинки с помощью трафарета.

Деревянные колеса покройте акриловой краской и дайте высохнуть. Подберите оттенки красок таким образом, чтобы цвета колёс соответствовали цветам картона.

Как играть

Разложите перед ребёнком цветные карточки и колеса в случайном порядке. Предложите малышу подобрать по цвету колеса и разложить по картинкам. Комментируйте его действия, называйте цвета.

Эта игра подойдёт как для домашнего использования, так и вне дома. При помощи дырокола сделайте в карточках отверстия и соедините лентой или кольцом. Колеса положите в мешочек. Возьмите с собой игру в кафе или поликлинику. Игра поможет занять ребёнка на некоторое время.

Игра с пластилином «Учим формы и цвета»

Игра помогает изучить цвета и формы, развивает мелкую моторику, обучает счету. Заинтересует детей от года до трех лет.

Источник: www.notimeforflashcards.com

Необходимые материалы:
  • пластилин Play-doh разных цветов (в ) или сделайте цветное соленое тесто (рецепт );
  • разноцветные фигурные пуговицы, соответствующие цветам пластилина.
Как играть

Мы выбрали пластилин 6 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Выложите на стол 1/2 часть банки пластилина каждого цвета. Рядом поставьте контейнер с цветными деталями.

Пригласите ребенка к игре, объясните и покажите, как нужно сортировать по цветам.

Когда ребенок приступит к занятию, комментируйте действия, называя цвета и формы. Например, такими фразами: «Мы положили синюю звезду на синий пластилин».

По окончанию сортировки посчитайте количество предметов каждого цвета.

Игра сортер «Монстрики»

Сделайте своими руками развивающую игру на сортировку по цветам и конструирование простых объектов для малышей. Игра способствует изучению цвета и счета, развивает мелкую моторику и логическое мышление.

Источник: toddlerapproved.com

Необходимые материалы:

  • конструктор Лего Дупло (в );
  • коричневые бумажные пакеты или коробки;
  • ножницы:
  • клей;
  • цветной картон;
  • фломастеры;
  • кукольные глаза (в )
Как делать

Вырежьте тела монстров из цветного картона и наклейте на бумажные пакеты. Придайте форму и устойчивость каждому изделию, загнув верхние края пакета наружу. Сделайте надрезы в области рта. Получившееся отверстие должно быть чуть больше размером, чем блоки конструктора Лего. Нарисуйте фломастерами рожицы монстрам и наклейте глаза. Монстры готовы к приему пищи!

Как играть

Поставьте монстров около ребёнка и разложите перед ним цветные детали конструктора Лего Дупло. Скажите ребенку, что монстры голодные и их нужно накормить. Каждый любит еду соответствующего цвета.

После сортировки по цветам, предложите малышу выбрать любимый цвет, посчитать количество блоков в пакете и создать из них конструкцию. Обязательно похвалите ребёнка за проделанную работу!

Сортировка цветных наклеек

Малыши очень любят клеить наклейки. Это занятие полезно для совершенствования мелкой моторики рук. Также с помощью цветных стикеров ( , ) можно изучать цвета.

Источник: busytoddler.com

Сортируем цветные помпоны , ) пуговицы, мозаику, мелкие игрушки.

Источник: munchkinsandmoms.com

Источник: gluedtomycraft.com

Источник: supermom.ru

Источник: supermom.ru

Ищем пару

Например, ищите пару разноцветным носочкам или фломастерам их колпачки.

Источник: supermom.ru

Цветное лото

Небольшое лото от Лизы Черниковой (скачать ), где у ребенка сразу две задачи - определить цвет и идентифицировать предмет.

Источник: supermom.ru

Игры на изучение оттенков

Карточки с палитрой из лакокрасочного отдела строительного магазина - отличное пособие для изучения с ребенком цветовых оттенков.

По ним можно быстро выучить понятие «темный» и «светлый», и освоить «светлее» и «темнее».
Возьмите палитру на улицу или ходите по квартире в поисках похожего цвета, прикладывайте, примеряйте.
Разрежьте пантоны на кусочки и изучите многообразие оттенков в пределах одного цвета.

Цветовые сенсорные коробки

Положите в коробку небольшие игрушки и предметы быта одного цвета и предложите малышу исследовать их (чем наполнить сенсорную коробку смотрите ). Для детей постарше в сенсорных играх можно использовать цветные крупы (как покрасить рис читайте ). В процессе игры с такой коробкой дети очень быстро запоминают цвета, т.к. название цвета повторяется много раз.

Игры для изучения цветов на улице

Подготавливаем для игры большую коробку с разноцветными отделениями. Возьмите коробку из-под обуви, сделайте перегородки из картона и обклейте ячейки разноцветной самоклеящейся бумагой. Вариант попроще - взять бумажный лоток для яиц и раскрасить ячейки красками.

Идем с коробкой на прогулку, собираем цветные кусочки природных материалов - цветы, камни, веточки, листики и пр. Раскладываем находки в ячейки по цветам.