Презентация «использование технологии триз в речевом развитии дошкольников. Использование приемов триз в работе с детьми дошкольного возраста Презентация триз технологии в творчестве детей

ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ОПЕРАТОР РВС.

Воспитатель ГБОУ Школа 117, д-о 3 «Карусель»

Г. А. Салихова


ТРИЗ теория решения изобретательских задач , как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.



ТРИЗ в дошкольном детстве -

ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД

ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА


  • Р - размер
  • В - время
  • С - стоимость

  • Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представлений.
  • Развитие речи.
  • Развитие фантазии.

Сущность:

Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве.


  • Уменьшить(увеличить) размеры объекта от заданной величины. Как теперь решается задача?
  • Уменьшить(увеличить) время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины. Как теперь решается задача?
  • Мысленно снизить(повысить) стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины. Как теперь решается задача?

Результат:

С помощью оператора РВС можно получить несколько необычных направлений для решения, ходя иногда он дает неожиданные идеи.


Достоинства:

Организует активное мышление

Моделирует возможные изменения и дает представление о возможных принципах реализации рассматриваемой функции.


Недостатки:

Не содержит достаточно четких процедур решения задач.


  • У каждого объекта несколько основных размеров. Не обязательно изменять все размеры.
  • После того как найдена новая идея, надо вернуться к исходным размерам и изменить эту идею так, чтобы она годилась и при нормальных размерах объекта.
  • Это же правило относится ко времени процесса (или скорости движения объекта), стоимости (допустимым затратам).
  • Оператор РВС резко меняет привычное представление об объекте. Он ведет к фантастическим, бредовым идеям – не надо их исключать.
  • Не спешите! Мысленные операции надо вести спокойно, приглядываясь ко всему новому и неожиданному.

  • Оператор РВС – это своего рода психологическая подготовка, помогающая настроиться, уловить и принять неожиданные идеи. Это мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.


Что получится, если ты прикоснешься этой палоч­кой к колобку, гусенице, наперстку?..


2.Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и буду­щее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предот­вратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?

Что бы могла сделать Золушка, имея та­кую машину времени?



Спасибо за

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРИЗ в детском саду Старший воспитатель А. Г. Фунтова Фестиваль инноваций в ДОУ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века. Автор- отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер.

РТВ – развитие творческого воображения. Курс РТВ – составная часть ТРИЗ

ТРИЗ - ПЕДАГОГИКА – человек: ТВОРЧЕСКИЙ и ТВОРЯЩИЙ АРСЕНАЛ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

ТРИЗ в дошкольном детстве - ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.

Уникальность технологии ТРИЗ в том, что она может быть использована в работе Начинающих педагогов Опытных педагогов, Педагогов, прошедших обучение по данному курсу.

Метод контрольных (наводящих) вопросов Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивать воображение, познавательную активность Сущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов (тактильный, зрительный….)

Методика проведения: В младших группах простые вопросы: - Как называется? Как играть? Какого цвета? В старших группах вопросы сложнее. Какие особенности? Чем можно заменить? Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например:«Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…» (соленый огурец). (хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.) Результат: Позволяет формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивает мышление, воображение, познавательную активность…..

Метод проб и ошибок Цель: Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию. Сущность метода: Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей. Значимость метода: Развивает логическое мышление, Позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию.

Метод каталога (нанизывание на нитку) Цель: Развивать навыки анализа и синтеза. Развивать творческое воображение, фантазию. Сущность метода: Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов Группирование предметов

Методика проведения: Усовершенствование предмета за счет использования качеств других предметов Машина Часы (свойства) Круглые Ходят блестящие Галоши(свойства) Черные, Блестящие Удобные, непромокаемые

Группирование предметов Чайная посуда ложка кастрюля кружка сковорода пиала чашка блюдце Значимость метода: Развитие логического мышления. Развитие умений анализировать.

Метод ресурсов Цель: Развитие фантазии, умения моделировать. Сущность метода: Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет). Виды «полей» Механическое; Химическое; Аккустическое; Электрическое; Тепловое; Магнитное.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата. Например: Сказка «Три поросенка» 1.Химическое поле: «Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..» 2.Механическое поле: «Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….» 3.Аккустическое поле: «Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..» Значимость метода: Развитие творческого воображения.

Метод мозгового штурма Цель: Развитие быстроты мыслительных процессов Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика. Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми. Значимость метода: Позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа.

Метод синектики Цель: Развитие творческого мышления, памяти Сущность метода: Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм» Методика проведения: Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий. В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.

СРАВНЕНИЕ ЖИВЫХ И НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ ЭМПАТИЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ МЕТОД СИНЕКТИКИ

Прямая аналогия Цель: Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож?) Критерии прямой аналогии: По форме, По цвету, По структуре, По ситуации, По свойствам, По характеру, Игра «Цепочка слов» «ДОМ» Как печенье Как елка Как кубик Бабушкин Теплый Добрый

Символическая аналогия Цель: Нахождение краткого символического описания задач или объектов. Задача или объект обозначается символами Сказка «Репка»

Символическая аналогия Видом символической аналогии является ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ, в которой изображения еще более упрощены: Сказка «Репка

Фантастическая аналогия Цель: Перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду. Виды: По внешнему признаку По характеру По назначению Игра: Вы пришли в детский сад, а там нет взрослых. Кого вы нарисуете вместо Юлии Александровны? Бабу Ягу (лохматая, злая) Золушку (добрая, красивая)

Фантастическая аналогия Игра «Творческая ошибка» Вспомните слова, которые вы раньше неправильно произносили. «Лисапед» - велосипед, на котором ездит только к лиса Игра «Творческая ошибка» Замените одну букву в слове другой «М ЫЛО » – «Д ЫЛО » Это такое мыло, которое моет до – дыр, -до локтя…

Эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека Младший возраст: Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку».. Старший возраст: Я чувствую, что я превращаюсь -в ветерок, -в песенку, -в цветок. -Я-светлячок…. Игра «Точка зрения» Дети изображают не говорящие предметы, но говорят от их лица. «СТУЛ» Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли. «Колобок» Что чувствует Колобок когда лиса его съела? А что чувствует лиса, когда хочет съесть Колобка? А что чувствует дорожка в лесу, по которой катится Колобок?

Сравнение живых и неживых объектов Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит. Например: Заяц нарисованный и живой; Заяц и стол; Заяц и коробка Заяц и машина Заяц и дерево… Значение методов синектики: Развивают память, мышление, воображение.

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Цель: - активизация интереса, -систематизация знаний, - формирование понятий относительности КНИГА хорошо плохо

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ В ситуациях В размерах В количестве В отношениях В системах В пространстве Во времени ВИДЫ противоречий

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Сущность метода противоречий Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..) Методика проведения: Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Значимость метода: Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию: качеств творческой личности, чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана: - Дерево (система) Группа деревьев (надсистема) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)

СИСТЕМНЫЙ оператор зайчонок Каким был? заяц Кто? Этапы: 1этап - (младшие группы) только по горизонтали

2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали зайчонок Каким был? заяц Кто? Зайчище Каким будет?

3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз) Заяц Кто? Какие части тела?

4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ – ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх) Среда обитания ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? Заяц Кто? Какие части тела?

В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку» ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? КЕМ БЫЛ? КТО? КЕМ БУДЕТ? ЧАСТИ ТЕЛА

Затем на «девятиэкранку»: 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания Надсистема в настоящем Среда обитания Надсистема в будущем Среда обитания 1 этап система в прошлом Кем был? система в настоящем КТО? система в будущем Кем будет? 2 этап подсистема в прошлом Части система в прошлом Части система в будущем Части

3 этап Где можно встретить Лес, парк Где можно встретить *Лес, парк Где можно встретить Лес, парк 1 этап Что было? Росток * ДЕРЕВО * Что будет? пень * 2 этап Части Корень, стебель, почки *Части Корень, Ствол, ветки, листья. Части Корень, коряга

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Метод «системного анализа» позволяет: Знакомить с частями «предмета»; Рассмотреть «предмет» в динамике; Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный); развитие воображения, моделирование Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам зависит состояние вещества.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.

Этапы метода: Моделирование объекта, вещества; Моделирование процессов, происходящих с веществом; Моделирование процессов взаимодействия двух предметов (+ - соединение; - разъединение, 0 - нейтральное).

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Развивает познавательную активность; Развивает процесс углубления познания вещей, явлений и процессов; Знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность… Знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов, поведения.

Метод фокальных объектов Цель: Установление логических и смысловых связей, Сущность: Прием фантазирования, при котором на «фокальный» объект переносятся свойства других объектов. Дает возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый. Методика проведения. * В младшем возрасте используется в качестве метода каталога. Метод используется со средней группы, т.к. требует наличия базы знаний и развития психических процессов (анализ, синтез, сравнение). 1.Задается слово, обозначающее предмет (стол). 2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные).В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета. 3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов. 4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.

Стол Снег Колесо Кукла белый круглое нарядная холодный резиновое большая искрится надутое ватная Значимость метода: Развитие фантазии, словотворчества.

Метод РВС Цель: Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представлений Сущность: Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве. Оператор РВС: Р - размер В - время С - стоимость Значение метода: Отказ от стереотипов, самостоятельный поиск решения проблемы (задачи)

Метод морфологического анализа: Цель: овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Методы проведения: Предмет Качества, которые хочу… легкая прозрачная Быстрая 2-х местная Машина кабина Нана-материалы стекло Колесо руль пластик салон

Прогнозирование –прием фантазирования, при котором будущее рассматривается на трех уровнях: Объект Функция (для чего нужен) Пример Отсутствуют недостатки Сохраняется Карандаши не будут ломаться нет Выполняется Рисунок на компьютере нет Не нужна?

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1.Функция и противоречия в данном объекте; 2.Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует); 3.Анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный. Какие могут быть последствия? 4.Анализ ситуации: объект исчез. Как будет выполняться функция? 5.Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется? 6.Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными)

Методика использования загадок Цель: Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие форм речевой. Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления Методика проведения: Загадка- творчество, доступное детям с 4-5 летнего возраста. В процессе обучения используются приемы:

Прием Цель Примечания На пороге страны загадок Создание интереса, побуждение к задумыванию сказки о стране Загадок Что вы знаете о стране Загадок?. А ведь это целая страна с горами, реками…А что такое река- загадка? Может ее нет?, а может все- таки она есть? Попробуйте ответить на этот вопрос сами. Город самых простых загадок Обучение систематизации предметов по признакам Чтобы загадать какой- нибудь предмет, его нужно описать по форме, цвету, сравнить размер с другими размерами, выявить материал из которого он изготовлен. Город Пяти чувств Обучение использованию своих органов чувств в качестве источников информации для решения задач. У человека 5 чувств – пять улиц в городе, по которым надо пройти: по улице Зрения, с завязанными глазами…(Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса).

Город похожестей и непохожестей Развитие ассоциативного образного мышления, обучение сравнению предметов и явлений Пропуск в город – любой предмет, нужно задать вопрос: «На что она похожа?». В городе «загадочные предметы живут в кругу друзей, на которых они похожи» Похожие предметы не прячутся и с удовольствием рассказывают, что у них общего и различного с «героем сказки» Город загадочных частей Познакомить детей с понятием подсистемы (части предмета) В городе живут странные предметы: одни из них любят «разобраться», другие, только высовывают из окон свою часть. В городе ПОХОЖЕСТЕЙ и НЕПОХОЖЕСТЕЙ находятся улицы: Неоконченных картин, Молчаливых загадок, Разобранных предметов, похожих частей…

Город загадочных мест Формирование понятия о надсистеме – окружении объекта, о том, частью чего он является В городе предметы рассказывают о том, где их можно отыскать. Город загадочных дел Формирование понятия о функциях предметов (главных и второстепенных, явных и скрытых). В городе живут предметы, которые кому- то служат; их названия говорят для чего они служат (расческа, скрипка, указка, будильник). А если придумать по этому же принципу названия другим вещам? –Затемнялки – шторы, Освещалки – лампочка…. Город противоречий Формирование понятия противоречие, обучение простейшим способам разрешения противоречий 1 шаг – научить видеть во всем положительное и отрицательное (улица Спорщиков);

« Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Цель: формирование логического мышления Методика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска. «Да- нет- ки» бывают: - объектными - загадывается один объект; -ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло; -числовая –выяснить какое число «от» и «до» загадали; -плоскостная –предметы расположены в одной плоскости (на столе…); -объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате…);

«Кит и кот»- прием конструирования сказок, в котором происходит замена одного героя на другого, созвучного по имени. Сущность: схожие по звучанию слова меняются буквами. Соответственно происходит и замена функций. Такое перемещение порождает противоречия. Так получается сказочная канва. 1.Вариант « До - сказка»- прием придумывания новых эпизодов, которые могли бы случиться с героем 2.вариант. « Сочинение новой сказки» - «Поиск источника сюжета»- дать детям задание (на дом) придумать как можно больше пар слов, отличающихся одной буквой. Затем из самых понравившихся придумать сказку. -«Несказки »- выявить их основные функции и свойства; определить надсистемы и сопутствующие системы для героев.

Используя таблицу составим несказочные предложения герой Где встречается Что вокруг Чем занимается ворона В городе В поле Люди, дома, машины Забор, пугало, зерно Летает, каркает, тащит блестящие предметы, клюет червяков, зерно корона На голове королевы В музее Король, придворные, слуги, дворец. Музейные экспонаты, экскурсанты, экскурсовод Знак королевского отличия Украшение

Превращение «Несказки» в «Сказку» Меняем линейки с именами героев и снова обращаемся к таблице: Ворона на голове у королевы.. Корона в поле… -Развитие сюжета Рассмотреть выбранные ситуации и ответить на вопросы: Какая кому может быть от этого польза? Какой вред? Что подумают люди (звери, предметы) оказавшиеся рядом? -«Связка» Связать персонажи сказки. Связку можно осуществить через общую надсистему или посредника, место. При этом возникает ключевая задача сказки -«До-сказка новой сказки» Решаем задачу, ищем и устраняем несоответствия в придуманном сюжете. При этом не вводим новые персонажи, а обходимся теми, что есть.

Методика использования загадок Результат: отмена прямого репродуктивного метода обучения детей; овладение детьми сложными мыслительными операциями через решение нестандартных задач

Спасибо за внимание! Будем рады сотрудничеству с Вами Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонек»


Что такое ТИРЗ? ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ _ схема системного, татантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейский ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике почти два десятилетия. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др. К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности.

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. “ ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: Предварительное описание проблемной ситуации. Вычленении конкретной задачи из проблемной ситуации. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата). Выявление ресурсов и выход на конкретное решение. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3. Рефлексия. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда нужно указать на противоречие. Тем самым мы ставим ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Цель: научить наделять объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

Цель: освоение приемов преобразования признаков объектов, для развития воображения и решения проблем Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

Эвроритм - прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: функция и противоречия в данном объекте варианты, которыми представлен объект (фантазирова­ ние: каких вариантов не существует?) анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный, какие последствия этого могут быть? анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция? анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

Цель: учить детей менять точку зрения на объект с помощью приемов личной аналогии (эмпатии), прямой, символической и фантастической. Анализировать системы поиска нестандартного решения данной ситуации.

Приемы разрешения противоречий - объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая растаяла); в пространстве одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек труд­но сломать); в отношениях объект для одного обладает одним признаком, а для другого - противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.


1 из 49

Презентация - Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

7,103
просмотра

Текст этой презентации

МБДОУ «Детский сад №60» г. Воронеж
подготовила:воспитатель Разова Анна Сергеевна
2016г
Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

Общее недоразвитие речи – (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
У детей с ОНР также нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения
У таких детей очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, развивать мышление. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным и полезным.

В настоящее время в современной дошкольной педагогике и логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников в русле ведущего вида деятельности – игре. Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому я использую методы и приёмы ТРИЗ.

Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач Разработана бакинским ученым, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка.

ТРИЗ способствует:
Формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением
Создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования
Предусматривает развитие у детей фантазии

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:
1. Мозговой штурм
4. Метод фокальных объектов
5. Метод Робинзона
6. Да-нет-ка
3. Морфоло- гический анализ
7.Типовое фантазирова - ние
8.Системный оператор
2.Синектика

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Темы: Как уберечь продукты от мышей Как не намокнуть под дождем Как мышам достать сыр из-под носа кота Как выгнать лесу из заюшкиной избушки Как потушить пожар, если в доме нет воды Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его Как оставить кусочек лета в зиму
1. Мозговой штурм

2. Синектика (метод аналогий): а) Личностная аналогия (эмпатия). Варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай. б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-стрекоза, подводная лодка-рыбы). в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ Цель: выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер
Ребенок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый
Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный
Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик
Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак

4. Метод фокальных объектов (МФО)
(МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Детям предлагаются 2 слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Стол Метеорит круглый искрящийся кухонный горячий пластмассовый стремительный Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина: стремительная - быстро едет; горячая - везет горячий хлеб; искрящаяся - летающая тарелка; кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

5. Да – нет - ка
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые вопросы должны быть наиболее общие: - Это живое? - Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Задумано число 3 из первых пяти цифр- Это число больше 2?- Это число меньше 4?

6. Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры «Аукцион». Предлагается детям предмет (фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение. Следующий вариант: Представьте себя на необитаемом острове, где есть только… (скакалки, битые лампочки, конфеты, пустые пластиковые бутылки). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет, в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды, строят дома и т.д.

7. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: изобретательская задача - дошкольное Творчество: а) уменьшение-увеличение объекта (выросла репка маленькая - премаленькая. Продолжи сказку); б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в) дробление-объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); г) оператор времени (замедление-ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй какой была твоя мама в детстве); д) динамика-статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

8. Системный оператор
Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение. Например, пылесос - это система, состоящая из таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы «бытовая техника». Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Прошлое Настоящее Будущее
Веник Пылесос Скоростной аппарат по уборке помещения
Саженец Дерево Пень

Что предмет представлял собой в прошлом
Как будет выглядеть предмет в будущем

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми
Игры с элементами ТРИЗ
«Угадай, что я загадала»
«Сказка наизнанку»
«Что-то часть чего-то»
«Что из чего?»
«Фантазия»
«Теремок»
«Чем был – чем стал»
«На что похоже?»
«Плохо-хорошо»
«Найди друзей»
«Цепочка»
«Перевертыши»

Игра «Раньше – позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Игры на сравнение систем
«На что похоже»

Игра «Лимпопо»

Игры на выявление функционального назначения объектов
«Повторяка» Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: Я – Я умею прыгать. Я – Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – Я тоже прыгаю, когда рисую точки.

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Л: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. Л: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.

«Кто-кто в теремочке живет?»
- Расскажите сказку "Теремок". Давайте разыграем ее так, как это делают в стране Перевертышей. - Возьмите рисунок и играйте за нарисованный предмет. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... Воздушный шарик. А ты кто? - А я - ... Футбольный мяч. Пустишь меня в теремок? Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Игра «Теремок»

Игра «Пять волшебников»
Лексическая тема: «Овощи». Волшебники Рассмотрите помидор. Что о нём скажет каждый волшебник? Волшебник глаз: «Он красный». Волшебник нос: «Он вкусно пахнет». Волшебник рот: «Он кислый, бывает сладкий». Волшебник рука: « Он твёрдый, а бывает и мягкий». Волшебник ухо: «Он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит».

Помощники умной головы

Игра «Почему так произошло?»
1. Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты: 1. Собака погналась за курицей. 2. Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1. Молоко выкипело. 2. Самолет совершил вынужденную посадку. 1. Папа раскрыл книгу. 2. Комната наполнилась дымом. 1. Котенок подошел к блюдечку. 2. Мальчик не выучил урок.

Игра «Путаница»
Однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Летит колючий крокодил. (снег) Висит зеленая собака. (слива) Самолет ползет по рельсам. (поезд) Мальчик ест скакалку. (конфету) Летит воздушный диван. (шар) Рычит лохматый слон. (пес) Смотрю в прозрачное дерево. (стекло) Дверь открывают вилкой. (ключом) Бабушка связала мягкие подушки. (варежки) Мама сварила вкусный стол. (суп)

Игра «Кто в кружочке живет»

Игра «Паровоз»
Цель: автоматизация отрабатываемого звука Первый участник: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Второй участник: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.